РИХАРД ВАГНЕР
(22 мая 1813 - 13 февраля 1883)
«ЛОЭНГРИН»

Август фон Геккель. Лоэнгрин, рыцарь Лебедя. Картина в замке короля Людвига II Баварского
Опера «Лоэнгрин» была создана Вагнером в 1846-1848 гг., премьера состоялась 28 августа 1850 г. в Веймаре. За дирижерским пультом был Ференц Лист - Рихард Вагнер в это время скрывался в Швейцарии, будучи участником революционных событий 1848 г. Из-за участия Вагнера в дрезденском майском восстании 1848 г.1 была отменена намеченная на тот же год премьера «Лоэнгрина» в Дрезденской опере. Парадокс состоит в том, что «Лоэнгрин» (шестая опера Вагнера), в отличие от раннего «Риенци», ни по содержанию, ни по духу не связана с идеологией революции.
Лоэнгрин - не мятежник, не анархист и не демократ. Он послан Богом для того, чтобы восстановить справедливость и оправдать герцогиню Брабантскую Эльзу. Прекрасная, благочестивая девушка ложно обвинена своими подданными - графом Фридрихом Тельрамундом и его женой Ортрудой - в убийстве Готфрида Брабантского, своего младшего брата (ранее пропавшего без вести). На Божием суде в ответ на молитву Эльзы является неизвестный рыцарь в ладье, влекомой лебедем по волнам Шельды. Этот рыцарь в сияющих латах готов с оружием в руках вступиться за Эльзу, он признается ей в
Рихард Вагнер
любви. Единственное его условие - никогда («nie») не расспрашивать о его имени и роде. Король Генрих Птицелов и народ радостно приветствуют дивного защитника. В поединке с Тельрамундом рыцарь быстро одерживает победу и дарует побежденному жизнь.
Конец первого акта и, казалось бы, счастливый конец сказки. Но Ортруда и Тельрамунд, «демократы при дворе», смущают душу Эльзы, клевеща на рыцаря. На протяжении всего второго акта в музыку вплетаются «змеиные» ноты лейтмотива клеветы.

Лоэнгрин побеждает графа Тельрамунда
В третьем акте, после свадьбы, звучит чудесный дуэт Лоэнгрина и Эльзы. Но Эльза не рада своему счастью: ее терзают сомнения, под влиянием клеветников она готова подумать, что Лоэнгрин убил ее брата. Голос Эльзы звучит всё более дико и пронзительно, и наконец, раздается роковой вопрос. Любящий рыцарь сражен горем, и сама Эльза ужасается содеянному. В это время Тельрамунд нападает на рыцаря и падает мертвым под его мечом. Сурово, но с благородной сдержанностью рыцарь Лебедя призывает всех наутро собраться перед судом короля, где «Эльза узрит род супруга». В своем знаменитом рассказе («In fernem Land, unnahbar euren Schritten...» - «В стране далекой, вам всем недоступной...»), словно сотканном из света, рыцарь повествует о замке Монсальват, где хранится святой Грааль. «Отец мой Парсифаль венец там носит, там рыцарь - я, и Лоэнгрин зовусь». Все вновь преклоняются перед посланцем Бога. Лоэнгрин выводит за руку мальчика - Готфрида, герцога Брабантского, и вручает Готфриду и Эльзе кольцо и меч. Плещет волна, ладья, влекомая лебедем, навеки отчаливает от берегов Брабанта. Эльза умирает от горя.

Прощание Лоэнгрина с Эльзой
Предание о рыцаре Лебедя засвидетельствовано в «Парцифале» великого немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха (XIII в.). Там рыцаря зовут Лоэрангрин, и он покидает Брабант (также из-за рокового вопроса супруги) не сразу после свадьбы, а гораздо позже, после того, как у герцогини родился сын. Таким образом, средневековый немецкий Лоэрангрин - прежде всего легендарный предок рода герцогов Брабантских, тогда как для Вагнера была важна духовная сторона легенды и связь Лоэнгрина с преданием о святом Граале.
По Вольфраму и Вагнеру, Парцифаль (Парсифаль) - король-хранитель Грааля. Его сын Лоэнгрин - принц из иного мира, прибывший в Брабант по воде, в лебединой ладье. Его избранность признана с первого взгляда и народом, и королем Генрихом Птицеловом. И конечно же, мощный и кроткий Победитель, чье царство не от мiра сего, Небесный Жених девы-души - образ Христа Спасителя. Можно видеть, что Вагнер, воплотивший легенду о Лоэнгрине в совершенную музыкальную форму, вопреки своему номинальному «физическому» участию в революции (вплоть до отсутствия за дирижерским пультом на премьере!) духовно двигался совершенно в иную сторону. И не случайно «Лоэнгрин» был одной из любимых опер Святого Царя-Мученика Николая и Святой Царицы-Мученицы Александры2.

Фердинанд Лик. Явление Готфрида Брабантского и уход Лоэнгрина.
В дневниках Государя мы находим много упоминаний о посещении оперы. Его суждения о музыке обнаруживают тонкий вкус. Ясно, однако, что Император Всероссийский не мог позволить себе так отдаваться искусству, как, например, король Людвиг Баварский, и ночи напролет проводить за слушанием музыки. Время было дорого3. Но если многие произведения упоминаются в дневниках Государя (в принципе крайне лаконичных) только однажды и скорее ради констатации факта, то упоминания вагнеровских опер встречаются трижды. Важно, что именно в применении к операм Вагнера Государь дает свою оценку постановке и выражает свои чувства. О «Лоэнгрине» же прямо сказано: «Чудный "Лоэнгрин"...»
Из дневников Государя: «В 7 ч. поехал в город и в первый раз в театр. Давали "Götterdämmerung"4 замечательно хорошо; пели Литвин и Ершов. Мама, Миша и Ольга тоже приехали. Наслаждались все вместе» (8 января 1904). «В 6 1/2 отправились в парадных каретах в театр на spectacle-gala. Давали "Лоэнгрин" отлично» (29 сентября 1896); «Поехал с Ольгой и Татьяной в город - в чудный "Лоэнгрин". Наслаждался дивной музыкой» (8 февраля 1913); «Поехал с Georgie в театр на парадный спектакль. Давали 1-й акт "Лоэнгрина"» (10 мая 1913, Берлин).
Всё в этой опере было по душе Святым Царственным Мученикам - и чувство святыни, и идея Богоизбранности, и благородство, и желание творить правый суд, и сила прощать. Говоря словами поэта-царскосела:
Боже, мы мудро царствовать будем,
Строить над морем большие церкви
И маяки высокие строить.
Будем беречь мы воду и землю,
Мы никого обижать не станем...5

И. И. Голиков. Леонид Собинов в роли Лоэнгрина
Всё в этой опере созвучно судьбе Святых Царственных Мучеников.
Народ, как слабая, неразумная Эльза, поддавшись клевете «Тельрамундов» и «Ортруд» всех мастей, перестал верить своему Царю. И пожалуй, самое разительное совпадение - трагедия тезки «лоэнгриновской» Эльзы, Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, усомнившейся в своей Венценосной Сестре и Государе6 ...
Но не смертью Лоэнгрина, а гибелью усомнившихся в нем кончается опера-легенда7. А главный ее лейтмотив - ноты, звучащие во вступлении (прологе) и рассказе Лоэнгрина о Граале и являющие совершенный образ торжества Правды.
Наталия ГАНИНА
____________________________________
1 Под влиянием анархиста М. Бакунина.
2 Приношу искреннюю благодарность С. В. Фомину за это указание.
3 Что говорить об опере, если даже церковные службы, на которых присутствовал глубоко верующий Государь, не должны были слишком затягиваться.
4 «Гибель богов» (точнее, «Сумерки богов») - название последней оперы тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». .
5 Анна Ахматова. У самого моря (1914).
6Великая Княгиня Елизавета Феодоровна потом покаялась перед Государыней (указание праведного старца Николая Псковоезерского). В 1918 году Сестры примирились.
7Трагическое прощание Лоэнгрина и Эльзы обычно как-то отвлекает внимание от того, что у герцогства Брабант появляется законный правитель - юный Готфрид, брат Эльзы, получающий от Лоэнгрина символы власти и памяти - кольцо и меч.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *