СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ
Н.П. Богданов-Бельский. Крестьянин.
Путь указавший
Вот уже он и с котомкой,
Путь оглашая лесной
Песней протяжной, негромкой,
Но озорной, озорной.
Николай ГУМИЛЕВ
«В жизни моего отца, – вспоминала Матрена Распутина, – когда я была еще маленькой девочкой, что-то произошло, что изменило совершенно всю его, а впоследствии и нашу жизнь. Раньше отец жил, как все крестьяне, занимаясь хозяйством. Вдруг он оставил семью и ушел странствовать. Должно быть, что-то произошло у него в душе: он перестал пить, курить и есть мясо и ушел из дома».
Карта современного Ярковского района, на которой обозначены все населенные пункты прежнего Тюменского уезда.
Священник слободы Покровской Тюменского уезда Петр Иоаннович Остроумов в 1907 г. показывал: «Ежегодно ходил пешком на богомолья по монастырям, последние эти два года он предпринимает довольно частые и продолжительные поездки в Казань, С.-Петербург и др. города, по вызовам разных лиц. Начало этих поездок можно отнести к 1905 году».

Поначалу он ходил в близлежашие обители: в Абалаки, Тюмень, Тобольск, в Верхотурье. Затем в Саров, Оптину, Казань, Киев, Одессу, Могилев, Почаев, Москву, Петербург. Побывал на Белой Горе, Новом и Старом Афоне, в Святой Земле.
«Я ходил на богомолье по разным святым местам, – рассказывал Григорий Ефимович летом 1907 г. одному тобольскому священнику, – прикладывался к святым мощам и чудотворным иконам, бывал у схимников».
Странницы. Фото М.П. Дмитриева.
Странничать Г.Е. Распутин стал после встречи со своим земляком Михаилом Васильевичем Заборовским (1868†1946).
Однажды, в бытность того воспитанником Тобольской духовной семинарии (в 1883-1889 гг.), Григорий Ефимович подвозил его в находившееся неподалеку от слободы Покровской село Гилево, в котором в храме Богоявления Господня священниками служил отец, а до этого дед и прадед седока.

На реке Тобол у села Гилева. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.
В разговоре будущий пастырь сумел пробудить в душе Г.Е. Распутина жажду духовной жизни, к чему – пока еще неосознанно – стремилась и душа самого молодого крестьянина.
Епископ Мелетий (Заборовский)
М.В. Заборовский, окончив учебу в семинарии, женился, стал священником. Овдовев, в 1898 г. принял монашеский постриг с именем Мелетий. В 1908 г. его хиротонисали в епископа.
В последующие годы земляки еще не раз встречались. Завершил свою жизнь Владыка в Харбине в сане митрополита.
Митрополит Мелетий (Заборовский) в последние годы жизни. Харбин
Таков был первый духовный наставник Г.Е. Распутина, путь указавший…
Абалакский монастырь
Вид Абалакского Знаменского монастыря с птичьего полета
Абалакский Знаменский мужской монастырь, в который не раз ходил Г.Е. Распутин, считается древнейшей обителью Сибири.

Дореволюционное фото обители
Расположен он на правом берегу Иртыша, в 20 километрах от Тобольска, неподалеку от места упокоения покорителя Сибири атамана Ермака Тимофеевича.


Возник он на месте явления в 1636 г. вдовице Марии иконы Божией Матери «Знамение», с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Чудотворная икона в годы гражданской войны была утрачена.
Абалакская икона Божией Матери. Фреска на одном из храмов обители
Настоятелем обители в 1909-1919 гг. был архимандрит Мефодий (Шлемин, 1872†1954), происходивший из крестьян Владимiрской губернии.
Его наверняка хорошо знал Григорий Ефимович.
В годы гражданской войны он выехал за границу, подвизаясь в православных обителях и приходах в Харбине, Пекине и других китайских городах, а затем в Австралии, где и почил в Сиднее.




Тюменский Свято-Троицкий монастырь

Река Тура в Тюмени. Справа Тюменский Троицкий монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.
В Тюмень Г.Е. Распутин приезжал, пожалуй, чаще, чем в иные места. Обычно он приплывал из Покровского на пароходе.

Пароход на р. Туре. 1910 г.
Один из причалов на тюменской пристани
Город был отправным пунктом многих его странствий. Отсюда он ходил в Верхотурье. Здесь начинался его путь по монастырям России, на Афонскую Гору и в Святую Землю.

Тюмень на старинных открытках: Царская улица
…Базарная площадь
Чаще других мест в Тюмени Г.Е. Распутин бывал в Свято-Троицком монастыре, основанном в 1616 г. и расположенном на высоком Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры и Тюменки.
Храм Петра и Павла в Троицком монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.
С этой же обителью всю жизнь был тесно связан друг Григория Ефимовича, знавший его еще с четырехлетнего возраста, – Дмитрий Дмитриевич Стряпчев, купец 2-й гильдии, владелец сундучной мастерской.


Д.Д. Стряпчев
Добрые отношения сложились у покровского крестьянина с настоятелем монастыря в 1915-1916 гг. игуменом Мартинианом (Бокаревым, 1879†?), происходившим из крестьян Вологодской губернии, афонским пострижеником.
Он не раз приезжал в Покровское и неоднократно посещал петроградскую квартиру старца на Гороховой.
Еще более доверительные отношения у Григория Ефимовича были со следующим (с 1916 г.) управлявшим на правах настоятеля Свято-Троицким монастырем – епископом Исидором (Колоколовым, 1866†1918).
Именно он отпевал Царского Друга.
Епископ Исидор (Колоколов)
Одной из святынь Свято-Троицкого монастыря почиталось место упокоения митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского, 1650†31.5.1727), память которого церковно чтится 10 июля в составе Собора Сибирских святых.
Могила митрополита Филофея в Тюмени в соборе Троицкого монастыря в Тюмени. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.

Икона Святителя Филофея
Григорий Ефимович не раз обращал к Святителю свои молитвы.
Сибирский Царствующий град Тобольск
Казацкая, татарская
Кровь с молоком кобыл
Степных… Тобольск, «Град-Царствующ
Сибирь» – забыл, чем был?
Марина ЦВЕТАЕВА.

Вид на г. Тобольск с колокольни церкви Преображения Господня при Духовной семинарии. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.
Не раз приезжал Г.Е. Распутин и в губернский город Тобольск…
Г.Е. Распутин. Тобольск. Фотоателье Марии Михайловны Уссаковской на Сенном рынке. 1912-1913 гг.
Будучи в 1912-1913 гг. епископом Тобольским и Сибирским, Преосвященный Алексий (Молчанов, 1853†1914) закрыл клеветническое дело по обвинению Г.Е. Распутина в хлыстовстве.
Архиепископ Алексий (Молчанов)
«Проезжая по Тюменскому уезду для обозрения церквей епархии, – подводил итог делу Архиерей, – я останавливался в сл. Покровской и подолгу здесь беседовал с крестьянином Гр. Новым о предметах его веры и упования, разговаривал о нем с людьми его хорошо знающими, я дал ему возможность быть дважды у меня в Тобольске и здесь я испытывал его религиозные убеждения.
Архиерейский дом в Тобольском кремле
Из всего вышеуказанного я вынес впечатление, что дело о принадлежности крестьянина Гр. Распутина-Нового к секте хлыстов возбуждено в свое время без достаточных к тому оснований и с своей стороны считаю крестьянина Гр. Нового православным христианином, человеком очень умным, духовно настроенным, ищущим правды Христовой, могущим подавать при случае добрый совет тому, кто в нем нуждается».

Софийско-Успенский кафедральный собор в г. Тобольске. Вид с северо-запада. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.

Современный вид собора
Во время прославления Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца в ночь с 9 на 10 июня 1916 г. в Софийском кафедральном соборе Тобольска состоялась торжественная всенощная.

Образ Святителя Иоанна Тобольского
На следующий день после обедни гроб Святителя, при служении ему молебна, был обнесен вокруг кремлевской площади и поставлен в серебряную раку под сенью.
Прославление Сибирского Чудотворца
Крестный ход с мощами Святителя Иоанна Тобольского
Прославление Святителя Иоанна возглавлял митрополит Московский и Коломенский (Парвицкий-Невский, 1835†1926), воспитанник Тобольской Духовной семинарии, находившийся в духовном общении с Г.Е. Распутиным и высоко его ценивший.
Митрополит Московский и Коломенский Макарий
9 июня 1916 г. в 9.30 утра под сводами древнего Софийского Собора в Тобольске «раздалось давно жданное всероссийское “Величаем тя, Святителю отче Иоанне”… Пел сонм иерархов во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Макарием…»
Образ Святителя Макария Московского
Прибывших на прославление Сибирского Чудотворца на правах хозяина принимал епископ Варнава (Накропин, 1859†1924), сделавший немало для того, чтобы это Торжество Веры состоялось.
Происходя из олонецких крестьян, Владыка был известен своей преданностью Царской Семье и дружбой с Г.Е. Распутиным. За понесенные труды 5 октября 1916 г. возведен в сан архиепископа.
Епископ Тобольский Варнава
Верность его Государю запечатлена в русском православном храме во имя святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе, освященном на Покров 1950 г. Имя Архиерея выбито там на одной из памятных досок в алтаре.
Архиереи, принимавшие участие в прославлении Святителя Иоанна Тобольского
Кроме Владык Макария и Варнавы в Тобольских торжествах приняли участие еще 11 Архиереев:
архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий (Никольский, 1860†1922),
архиепископ Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов, 1857†1918),
епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников, 1856†1921),
епископ Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский, 1868†1946),
епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов, 1866†1929),
епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский, 1860†1920),
епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский, 1863†1925),
епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов, 1856†1931),
епископ Енисейский и Красноярский Никон (Безсонов, 1868†1919),
епископ Гдовский, викарий Петрограской епархии Вениамин (Казанский, 1873†1922),
епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии Серафим (Александров, 1867†1937),
епископ Каргопольский, викарий Олонецкой епархии Варсонофий (1863†1934).

Вид на Тобольск с севера с колокольни Преображенской церкви. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.
Большой вклад в прославление Святителя Иоанна внес миссионер-проповедник Тобольской епархии архимандрит Августин (Пятницкий, 1884†1918).
Он участвовал в освидетельствованнии гроба, одежд и цельбоносных мощей Чудотворца, а также в облачении их в подобающие одежды и переложении их в доставленную из Москвы раку.
Отец Августин с давних пор был другом и сотаинником Владыки Варнавы. Тесные отношения связывали его и с Г.Е. Распутиным.
Архимандрит Августин (Пятницкий)
Переведенный весной 1917 г. в Нижегородскую епархии, он был назначен наместником Оранского монастыря. Убит большевиками. Прославлен в сонме Новомучеников.
Первоначальная серебряная рака с мощами Святителя Иоанна под сенью
Большой вклад в прославление Святителя Иоанна Тобольского, наряду с Императором Николаем II и епископом Тобольским Варнавой, внес Г.Е. Распутин.
Однако по целому ряду обстоятельств присутствовать на самом торжестве ему не довелось. Тем не менее, Царь отметил усердие в этом богоугодном деле Своего Друга, подарив ему икону новопрославленного святого.
Икона Святителя Иоанна Тобольского, подаренная Царем-Мучеником Г.Е. Распутину
Некоторое время образ этот хранился в Покровском храме. После разграбления церкви он исчез, однако недавно святыню принесли в монастырь Царственных Мучеников на Ганиной яме. С тех пор он находится в Свято-Никольском храме этой обители.
Иоанно-Введенский Междугорный монастырь
Иоанно-Введенский Междугорный женский монастырь. Современный снимок
Обитель эта в десяти верстах от Тобольска получила свое название по живописнейшему местоположению – между двух гор.
Монастырь (первоначально мужской) был основан в 1653 г. на месте, указанном Пресвятой Богородицей через чудотворный образ Ее «Знамение».
В 1864 г. мужская обитель преобразовалась в женскую. Перед революцией в ней насчитывалось 300 сестер, в числе которых было несколько схимниц.
Служба шла на восьми престолах в пяти храмах. В одном из них находилась часть мантии Преподобного Серафима, открытая для поклонения богомольцам.

Здесь неопустительно, за каждой службой поминался весь Царский Род. Тут же находилась усыпальница Дружининых, с родом которых с 1885 г. был тесно связан монастырь.
Иоанно-Введенскую обитель неоднократно посещал Г.Е. Распутин. Особенно в тесных отношениях он был с последней (с 1904 г.) настоятельницей обители игуменией Марией (Дружининой, 18??†1822? 1923?).

Игумения Мария (Дружинина)
Недавно в одном из архивов Екатеринбурга было обнаружено четыре письма Григория Ефимовича, адресованных матушке Марии.
К сожалению, ни одно из них не датировано. Сохранился конверт лишь одного из них, отправленного 17 ноября 1911 г. из Покровского и уже на следующий день врученного адресату.
Конверт и две странички из писем Г.Е. Распутина матушке Марии. Государственный архив Свердловской области (г. Екатеринбург)
В связи с нуждами обители в феврале 1914 г. игумения Мария была принята (вероятно, не без ходатайства Г.Е. Распутина) Императрицей Александрой Феодоровной.
Уведомление игумении Марии о предстоящей ей 5 февраля 1914 г. Высочайшей аудиенции у Императрицы Александры Феодороны. Государственный архив Свердловской области (г. Екатеринбург)
Примечательно, что во время пребывания в 1917-1918 гг. Царской Семьи в Тобольске четыре монахини из Иоанно-Введенского монастыря пели на клиросе во время во время служб, проходивших в большом зале губернаторского дома, в котором содержались Августейшие Узники.
Богослужение в домовой церкви губернаторского дома в Тобольске. Служит о. Алексий Васильев. Справа на клиросе монахини Иоанна-Введенского Междугорного монастыря. Зима 1918 г. Фото Ч. Гиббса
Именно матушке Марии (через посредство камердинера Государя Т.И. Чемодурова) были вверены для хранение царские драгоценности.
Узнав об этом, чекисты арестовали игумению Марию вместе с некоторыми сестрами.
Брошенные в тобольскую тюрьму, они приняли там мученическую кончину. В 1924 г. монастырь был закрыт, все церковные ценности конфискованы.
Обитель подверглась полному разорению.
Ново-Тихвинский женский монастырь
Въезд в Тихвинский монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Был связан Г.Е. Распутин и с ближайшими к Тобольской губернии уральскими обителями.
Одной из них был Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь близ Екатеринбурга.
Начался он с трех черничек, поселившихся при богадельне, учрежденной в 1796 г. при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 г. женская община была преобразована в общежительный монастырь, в стенах которого сто лет спустя проживало уже более тысячи насельниц.
Во дворе обители. Дореволюционное фото
Обитель не раз удостаивалась посещений Царских Особ: в 1824 г. тут побывал Император Александр I, в 1837 г. – будущий Император Александр II; в 1918 г. здесь некоторое время жила Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
В 1907 г. в монастырском храме служил Литургию о. Иоанн Кронштадтский.
Александро-Невский собор монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Многочисленные паломники приходили в монастырь поклониться чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. Особо чтимым был также образ Спасителя в темнице, по молитвам у которого исцелялись бесноватые.
Чудотворная икона Спасителя в темнице. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
В 1920 г. Ново-Тихвинский монастырь закрыли, а в 1994 г. началось его возрождение.
Трапезная и церковь Скорбящей Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Приезжал поклониться монастырским святыням и Г.Е. Распутин.
Одно из его посещений, 25 июня 1914 г., было зафиксировано в газете.
В последний раз он побывал там летом 1916 г.
Вид на обитель. Дореволюционное фото
После переворота следователи Временного правительства подробно расспрашивали настоятельницу схиигумению Магдалину (Досманову, 1847†1934) об этом, но матушка уклонялась от ответов, ничего лишнего не говорила:
«В нашу обитель Распутин приезжал раза три. […] Последний раз он был летом 1916 года. Во время приездов, как мне докладывали, Распутин в сопровождении женщин посещал храмы и уезжал обратно. […] В обители нашей все тихо и спокойно».
Схимонахиня Магдалина (Досманова)
«Пять лет тому назад, – показывала в марте 1917 г. следователям послушница Мария Ушакова, – пришел какой-то человек к воротам нашей обители и просил его проводить в Тихвинский храм, я его спросила, а кто вы будете, он мне сказал, что я приезжий Григорий Ефимович Распутин, тогда я его проводила.
Церковь Успения Божией Матери. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Помню, что с ним была тогда одна женщина лет 35-ти. Кто была дама, я не знаю и его не спрашивала.
В июле 1916 года Распутин снова приезжал к нам в монастырь, но только уже в сопровождении шести […]
Слухи ходили, что среди пяти женщин был кто-то из Царской Фамилии, но кто именно, не знаю».
Настоятельница обители м. Магдалина (Досманова)
Учитывая связи Г.Е. Распутина с обителью, вряд ли случаен тот факт, что именно из Ново-Тихвинского монастыря в Ипатьевский дом во время заточения там Августейших Узников регулярно доставлялись съестные припасы.
Ипатьевский дом в Екатеринбурге. На карауле возле него чешские солдаты. Зима 1919 г.
До самой гибели Царственных Мучеников монахини приносили Им в корзинах свежую провизию.
Однажды в возвращенной им пустой корзине они нашли завернутый в материю образ Святителя Николая. В середине 1950-х одна из монахинь передала этот Царский дар молодому екатеринбургскому священнику Владимiру Ведерникову. А тот, в свою очередь, после открытия монастыря Царственных Мучеников на Ганиной яме, отдал ее в эту обитель.
Икона Святителя Николая, полученная сестрами Ново-Тихвинской обители от Царственных Мучеников
Примечательно также, что настоятельница обители матушка Магдалина почила в канун дня памяти Царственных Мучеников.
Схиигумения Магдалина (Досманова)
А ведь именно она и ее келейница Вера носили провизию в Ипатьевский дом.
Сестры почитали матушку Магдалину как старицу.
После закрытия обители она жила в Екатеринбурге.
На похороны ее пришло очень много народа.
Гроб несли по городу на руках.
Могила матушки на Ивановском кладбище Екатеринбурга
Погребли матушку на Ивановском кладбище Екатеринбурга.
Свято-Николаевский Верхотурский монастырь

Вид на Верхотурский монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Источник
Особые отношения издавна установились у Г.Е. Распутина с монастырями Верхотурья.
Речь, прежде всего, идет о Свято-Николаевском Верхотурском монастыре.
Впервые он побывал там в 1884 или в 1885 году.

Святые врата в Верхотурском монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Основанный в 1604 г., совершенно особое значение монастырь приобрел после того, как в 1704 г. сюда из села Меркушина были перенесены мощи св. праведного Симеона Верхотурского.
Икона Праведного Симеона, писанная 200 лет назад. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
С тех пор в обитель стали ходить паломники со всей России.
Следующим этапом было начало строительства здесь в 1905 г. грандиозного Крестовоздвиженского собора, равного по величине храму Христа Спасителя в Москве, уступающего по величине лишь Исаакиевскому собору в Петербурге.
Перед революцией в монастыре проживало 118 насельников. Обитель закрыли в 1924 г., возобновив в 1994-м.
Свято-Николаевский Верхотурский монастырь. Современный снимок
Несомненно, именно Г.Е. Распутин обратил внимание Царской Семьи на этот монастырь.
Свидетельство тому личные встречи Их Величеств с монахами этой обители, а также Их участие в ее благоукрашении.
Одна из угловых башен ограды Верхотурского монастыря. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Освящение Крестовоздвиженского собора состоялось в год 300-летнего юбилея Дома Романовых. Тогда же была привезена и установлена сооруженная на Царские деньги серебряная сень над ракой Святого Симеона.
Рака над мощами Св. Симеона, сооруженная на Царские средства. Первый из двух снимков сделан летом 1914 г. А.А. Вырубовой
Свидетельством Царского благоволения к обители был также и приезд в Верхотурье в августе-сентябре 1909 г. фотографа С.М. Прокудина-Горского, снимавшего здесь не только монастырские постройки и святыни, но и некоторых лиц, лично знакомых Государю.
Из определения Училищного совета при Св. Синоде от 11-17 мая 1910 г.: «…Утвержденным Г. Синодальным Обер-Прокурором, постановлено: изданные преподавателем фотохимии и фотографии Технологического института Императора Николая I Сергеем Прокудиным-Горским фотографические отпечатки, в натуральных цветах: 1) Верхотурский Николаевский мужской монастырь; 2) Река Исеть и 3) Шлюз Императора Николая II (альбом в 100 таких отпечатков разных видов, с объяснительным текстом, стоит 6 р.) одобрить для приобретения в церковные школы».
Среди этих лиц был и настоятель Верхотурского монастыря игумен (с 1913 г. архимандрит) Ксенофонт (Медведев, 1871†1933).
Известно, что о. Ксенофонт был весьма расположен к Г.Е. Распутину. В 1933 г., давая показания чекистам, монахиня соседней обители так характеризовала эти отношения:
«Вспоминаю […] приезд в Верхотурье старца Распутина Григория Ефимовича. Последний бывал там неоднократно, останавливался, обычно, в мужском монастыре. Там ему архимандрит Ксенофонт оказывали всяческое уважение и раболепие».
В оригинале снимок о. Ксенофонта был цветной, однако, к сожалению, как и все прочие фотографии Верхотурья, он дошел до нас в черно-белом варианте.

Игумен Ксенофонт (Медведев). Фото С.М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Летом 1909 г. в Верхотурье, по Царскому поручению, ездил духовник Императорской Семьи епископ Ямбургский, викарий Петербургской епархии Феофан (Быстров, 1872†1940).
Епископ Феофан (Быстров)
Это событие нашло отражение в письме занимавшего в 1903-1910 гг. Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру епископа Владимiра (Соколовского, 1852†1931):
«Приехал ко мне Преосвященный Феофан, ректор Петербургской академии. В Верхотурском монастыре прожил он 12 дней, служил и молился. Два подвижника, близкие Царю, Григорий и Макарий, сопровождали его и жили.
Фото Г.Е. Распутина, сделанное в ателье Верхотурского монастыря. Одна из первых публикаций фрагмента этого снимка была осуществлена газетой «Вечернее время» в 1912 г. Фотография известна и на других паспарту (петербургский салон А.Г Монахова на Лиговской,76), однако место съемки точно определяется обстановкой монастырского ателье, запечатленного и на других фото. Государственный архив Российской Федерации.
Верят в помощь св. Праведного Симеона; и Царица присылала в Верхотурье разных доверенных людей (Свой портрет и Наследника) и даже Свою няню старую. […]
Недавно Царь и Царица […] выразили желание принести жертву на построение собора. На всё воля Божия!».

«Дом для почетных гостей» или, как говорили в народе, «Дом Распутина», был построен у стен Верхотурской обители в 1913 г. В нем во время приездов в монастырь всегда останавливался Г.Е. Распутин
А.А. Вырубова со спутницами осматривает окрестности с террасы гостевого домика. Лето 1914 г.
В письме речь шла о Г.Е. Распутине и местном старце Макарии, которого вместе с епископом Феофаном 23 июня 1909 г. принимал Государь в Александровском Дворце.
Стенд, посвященный связям Г.Е. Распутина с Верхотурским Николаевским монастырем в современном музее обители
Вообще, связь Царского Друга с Верхотурской обителью – тема особая…
На днях, уже после выхода альбома, я получил письмо от наместника Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Тихона (Затёкина), автора вышедших в 2013 г. в Нижнем Новгороде книг «Царское Верхотурье» и «Григорий Распутин. Верхотурские страницы».
Большая часть жизни о. Тихона связана с Верхотурской обителью. Именно он начал ее восстановление после возвращения монастыря Церкви, собирал материалы о ее истории, организовал там музей.
«Высылаю, – пишет он, – фото 1920 года со вскрытия мощей св. Симеона Верхотурского.
В левом верхнем углу фигуры трёх людей показались мне знакомыми.
Это крестьяне из села Покровское, запечатленные А.А. Вырубовой.
См. подробнее: "Царский Друг"
Может, это братья Печеркины?
Один из них в монашеской одежде.
Он мог поступить в Верхотурский монастырь и после 1917 года, когда уже послужные списки братии не велись. Посмотрите внимательно.
Они ли?»
(Продолжение следует)
Эти и другие материалы читайте в блоге С. В. Фомина "Царский Друг"